Анастасия Лещинская выступила экспертом по специальности «Управление качеством продукции процессов и услуг», Антон Ватюк – по специальности «Электронные приборы и устройства».
В 2023 проведение демонстрационного экзамена стало обязательной частью аттестации всех студентов техникумов, которые получают прикладные специальности. Это инструмент независимой оценки профессиональных компетенций обучающихся, в том числе за счет привлечения в качестве экспертов представителей потенциальных работодателей.
- Чтобы стать экспертом, необходимо пройти обучение, сдать тестовое задание на общероссийской онлайн-платформе Института развития профессионального образования, - рассказывает Анастасия Лещинская. – Если задание сдано успешно, тебя заносят в базу экспертов. С этой точки зрения мне интересно наблюдать, как развивается средне-специальное образование, ведь к нам на производство приходит много выпускников колледжей и техникумов. Конечно, наша основная задача – посмотреть на выпускников, которые затем приходят к нам трудоустраиваться. Бывает, что на собеседовании человек растеряется, на какие-то вопросы не ответит. Но когда ты уже видел его в работе, решение принимать проще.
По специальности «Управление качеством» экзамен включал два задания: практическое - контроль качества сварных соединений методом капиллярной дефектоскопии, второе - обработка массива данных измерений деталей с последующим анализом состояния технологического процесса. «Для объективной оценки итоговых работ во время экзамена я обращала внимание, насколько выпускники соблюдают технологию выполнения работ, правильно ли применяют средства индивидуальной защиты, умеют ли выявлять ключевые данные из техпроцесса для заполнения технологических карт, - поясняет Анастасия Лещинская. - Если студент во время обучения смог приобрести эти навыки, то и адаптация на производстве будет проходить быстрее. Обработка данных и умение делать выводы на основе полученных результатов в нашей профессии также очень важный навык».
На демонстрационном экзамене по специальности «Электронные приборы и устройства» студенты выполняли практическую работу по сборке полноценного изделия – платы велосипедного фонаря с функциями поворотников, габаритных огней и аварийной сигнализации. Им также предстояло снять и проанализировать выходные осциллограммы устройства, разработать схему стабилизатора напряжения и смоделировать его работоспособность в среде NI Multisim.
- Экспертам нужно было оценить большой объем знаний и навыков – умение читать электрические схемы, вручную паять различные SMD-компоненты, настраивать измерительное оборудование, применять сведения из схемотехники для компьютерного моделирования, - рассказывает Антон Ватюк. - Я впервые побывал в лабораториях ТЭПК для проведения демонстрационных экзаменов и был поражен уровнем технической оснащенности. Безграничная мотивация и вовлеченность преподавателей, которые готовят из ребят полноценных многопрофильных специалистов-электронщиков, тоже заслуживает похвалы. Несмотря на то, что часть студентов к концу обучения уже трудоустроена на различные предприятия, нам удалось найти пару молодых амбициозных выпускников, которые готовы начать свой трудовой путь в АО «НИИПП».
Эксперты отмечают, что в связи с увеличением гособоронзаказа вырос спрос и на молодые кадры. Участие в подобных мероприятиях для работодателя - не только возможность набрать кадры, но и через обратную связь с образовательными учреждениями улучшить программы, максимально приблизив их к реальным задачам, которые ждут выпускников на производстве.