В рамках выполнения творческого проекта ученица задумалась над созданием настольного светильника с разноцветным освещением и для реализации своей идеи обратилась к инженеру-испытателю АО «НИИПП» Амбарниковой Наталье как к наиболее компетентному специалисту в области светотехники.
- Ксения рассказала мне о своей идее, а также о сложности свершения «первого шага» при реализации проекта, – рассказывает Наталья про свою подопечную. – До этого я не работала со школьниками, только со студентами, и это накладывает определённую сложность и ответственность при выполнении поставленных задач. Для начала я предложила Ксении посетить мероприятие, проводимое совместно Томским Политехническим Университетом и компанией ООО «АрлайтРУС», по созданию биодинамического освещения своими руками. Во-первых, для понимания практического применения светильников с изменяющимся цветом освещения, а, во-вторых, для ознакомления с современными технологиями управления световым пространством. Это настолько вдохновило Ксению, что она решила детально изучить воздействие света на психоэмоциональное состояние людей.
На базе АО «НИИПП» был изготовлен макет настольного светильника с биодинамическим освещением, корпус распечатали на 3D-принтере в виде дерева; управляющий контроллер, блок питания и светодиодные линейки, позволяющие менять свечение от холодного до тёплого состояния при помощи специального мобильного приложения, были предоставлены ООО «АрлайтРУС» во временное пользование. Для имитации солнечного света, от рассвета до заката, Хабарова Ксения настроила 5 фаз свечения, с разной Коррелированной цветовой температурой и интенсивностью света. Условия приблизили к максимально естественным: на рассвете свечение было мягкий и тёплым, к полудню увеличивалась яркость, а цвет свечения смещался в холодную область, к закату цикл возвращался к первоначальному состоянию.
АО «НИИПП» обладает современным высокотехнологичным оборудованием для измерения световых параметров, и Амбарникова Наталья предложила Ксении максимально тщательно исследовать изготовленный макет. Были исследованы такие параметры, как КЦТ, спектр излучения, координаты цветности и индекс цветопередачи при изменении настроенных сценариев свечения фаз. Предполагается, что настольный светильник освещает тетрадь при выполнении домашних работ, поэтому Ксения решила измерить освещенность на поверхности листа при разных фазах от разработанного макета, а также пульсации освещенности.
- Я считаю, что пульсации света важный параметр светильника, потому что часто приходится фотографировать и при высоких пульсациях получаются «полосатые картинки». – Делится своими впечатлениями Ксения. – Из нового при выполнении проекта я узнала, что такое Коррелированная цветовая температура и почему так важно измерять спектр излучения. Тема биодинамического освещения показалась мне современной и очень интересной. Я стала изучать информацию о действии света на психоэмоциональное состояние человека, оказывается, что свет может влиять на наше настроение, продуктивную работу в течении дня и даже выработку гормона сна – мелатонина.
Сотрудничество предприятий АО «НИИПП», ООО «АрлайтРУС» и ТПУ помогло воплотить Ксении свой творческий проект, тем самым поддержав молодое дарование в научных изысканиях. На основе проведённых исследований и изученных материалов школьница Сибирского лицея подготовила содержательное выступление на XVII областную научно-практическую конференцию школьников про практическое применение биодинамического освещения. Доклад был глубоко проработан с исследовательской точки зрения и вызвал живой интерес на конференции среди слушателей; представленный макет, демонстрировавший технологию управления светом, не оставил сомнений, что данная работа выполнена на высоком уровне и безоговорочно достойна первого места.
Хабарова Ксения планирует продолжать вести исследования в данном направлении, уже придумывает светильник, который её одноклассники смогут протестировать дома, и надеется на возможную коммерциализацию своего проекта.